•ЛЕКСИКОН : Юрий Анненков
Биография Работы Библиография работ

Анненков Юрий

Биография

Анненков Юрий (Жорж) Павлович(лит. псевд. Б. Темирязев) родился 11(23) июля 1889 в Петропавловск-на-Камчатке. Он сын Павла Семеновича Анненкова (? - 1920), народовольца и друга Веры Фигнер. По возвращении в семьи 1892г. из камчатской ссылки жил в Петербурге.. В 1905-1906 рисовал политические карикатуры для нелегального гимназического журнала, за что был исключен из казенной гимназии и перешел в частную гимназию Столбцова.
В 1907 познакомился с И. Е. Репиным (1844-1930), который стал для него самым почитаемым мастером. В 1908 поступил на юридический факультетет Петербургского уииверситетата и одновременно вместе с М. 3. Шагалом (1887 - 1985) стал заниматься в мастерской художника С. М. Зейденберга (1862-1942) . В 1909, провалив экзамен в АХ, поступил в мастерскую Я. Ф. Ционглинского (1858 - 1912), у которого учился до 1911. В эти годы увлекался импрессионизмом и написал большой цикл пейзажных этюдов, которые, как и большинство ранних работ, впоследствии уничтожил.
В 1911 по совету Ционглинского поехал в Париж, занимался в частных мастерских Ф. Валлотона и М. Дени, испытал сильное влияние кубизма и футуризма. В 1913 дебютировал в салоне Независимых с картинами "Вечер" и "Пейзаж", в которых опрелелились черты, присущие его эрелому творчеству. Лето 1912 провел в Бретани, исполнил для ученых зарисовки морских рыб и растений, часть которых была опубликована в диссертации зоолога 3. Бей-Нафильяна в Сорбонне.
В 1913 вернулся в Петербург. В последующие 5 лет создал много станковых произведений, в том числе в 1913-1918 картины "Адам и Ева", в 1914г. "Желтый траур", в 1916г. "Бретань", в 1918г. Купальщики, декоративные панно в 1914г Дикарка и Цветы, в 1915 г. Испанияи др. Рисовал для журналов "Сатирикон", "Театр и искусство", "Солнце России", "Лукоморье", "Аргус" и др. В 1916 и 1918 годах участвовал в выставках современной живописи и рисунка.
В 1913 дебютировал в качестве декоратора, оформив спектакль "Nomo sapiens" H. H. Евреинова для театра Кривое эеркало. В дальнейшем сотрудничал во многих театрах Петрограда и Москвы.
В 1916-1923 прославился как выдающийся портретист. Создал обширную галерею живописных и графических портретов многих деятелей русской культуры: А. А. Ахматовой, Е. И. Замятина, В. Ф. Ходасевича, А. Н. Бенуа, А. М. Горького, М. А. Кузмина, А. М. Ремизова, З. И. Гржебина, Ф. К. Сологуба, Н. Н. Евреинова, Б. Л. Пастернака и др. В 1920 написал портреты Троцкого, Зиновьева и Луначарского. В 1924 получил первую премию за портрет Ленина на всесоюзном конкурсе.
В советские годы много занимался графикой. Рисовал для сатирических журналов в 1922г. "Мухомор" и в 1923- 1924 годах "Дрезина"; оформил приказ Реввоенсовета по случаю 5-летия Красной Армии (от 5.11.1923; единственный случай издания военного приказа при участии художника); в 1921г.исполнил обложки и иллюстрации к книгам:"Зверушки" Н. Венгерова и "Искусственная жизнь" А. Беленсона , в 1923г. "Мойдодыр" К. Чуковского (выдержала более 30 переизданий), в 1923г. "Бронепоезд14-69" Вс. Иванова, "Брага" Н. Тнхонова и др.
Самая известная работа в этом жанре в 1918- иллюстрации к поэме А. Блока Двенадцать ( неоднократно переиздавалась). В 1921-1924 годах исполнил декорации к спектаклям "Самое главное" и "В кулисах души" Н. Евреинова для театра, "Бунт машин" A. Н. Толстого для БДТ и др. В спектакле "Скверный анекдот" по Ф.М.Достоевскому для Эрмитажного театра выступил как декоратор и режиссер. В 1920 вместе с М. В. Добужинским (1875-1957) и В. А. Щуко (1878-1939) оформил мистерию "Гимн освобожденному труду" на площади перед фондовой Биржей в Петрограде; в 1921 поставил он оформил массовое театрализованное зрелище "Взятие Зимнего дворца" на Дворцовой площади. В 1919-1921 опубликовал ряд обширных критических статей о театре в газете "Жизнь искусства".
В 1924 выехал в Венецию для участия в XIV Междувародной художественной выставке. Затем поселился в Париже. вместе с женой Е. Гальпери, балериной и актрисой ~театра Н. Ф. Балиева "Летучая мышь" В последующие годы оформил для французских театров в общей сложности. более-60 пьес, балетов и опер; сотрудничал с режиссерами Ф. Ф. Комиссаржевским, Н. Ф. Балиевым, М. А. Чеховым, хореографами Л. Ф. Мясиным, С. Лифарем, Ж. Баланчиным; работал для труппы Б. Ф. Нижинской. После 1934 много занимался кинематографом, оформил декорации и костюмы более чем для 50 кинофильмов. Получил премию Американской академии киноискусства Оскар за костюмы к фильму Мадам де*** (реж.М.Офюльс, 1954). В 1945-1955 был президентом "Синдиката техников французской кинематографии". Публиковал статьи о театре и искусстве в Русской мысли и Современных записках (под псевд. Б. Тем ирязев). Выпустил несколько книг воспоминаний.
За рубежом не оставлял занятий станковой живописью и графикой. Во французских журналах часто воспроизводилисьего пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры. для большинства работ характерна свободная игра цветовых пятен и контуров, декоративно-плоскостная манера.
Участвовал в Международной выставке художественнно-декоративного искусства в Париже (1925), выставках Искусство книги в Лейпциге(1927), группы Мир искусства в Париже (1927), Современного русского искусства в Филадельфии (1932) и Современного французского искусства в Москве (1928). Провел персональные выставки в парижских галереях Биллер (1927), Катр Шмэн (1928), Бинг(1929 и 1930), Бешер и Криллон (обе 1934) и др. Портрет Анненкова исполнила 3. Е. Серебрякова (м., 1960).
Анненков Юрий Павлович умер в 1974 в Париже.